Стадии биологического и психического развития
Питекантроп, живший 300—500 тысяч лет тому назад, на той стадии биологического и психического развития, когда он стал заниматься охотой и пользоваться своими первыми каменными орудиями производства, имел уже все необходимые предпосылки для создания своего звукосигнального языка. Без такого примитивного языка стадо питекантропов не могло бы совместно и организованно бороться с природой за свое существование, пользоваться огнем и орудиями производства, изготовленными собственными руками. Поскольку археологические находки шелльской и ашельской культур не имеют никаких следов художественной обработки изделий, а изобразительное искусство тогда еще, по-видимому, не существовало, мы вправе считать, что питекантроп не пел и музыки не знал. Наше предположение подтверждается, кстати, еще и тем, что до сих пор археологами не были обнаружены следы ни погребального, ни другого магического ритуала.
Дальнейшее развитие труда и дифференциация трудовых процессов, как известно, способствовали образованию первого этапа первобытного общинно-родового строя. Сплочение общества пещерных людей, потребность совместной деятельности немыслимы без какого-либо средства общения. Но нижняя челюсть неандерталоидов, по антропологическим данным, не была еще приспособлена для членораздельной речи. Возникает вопрос: как же они общались?
Звукосигнальный язык не обладал коммуникативной функцией, так как им нельзя было выразить отвлеченные понятия, передать на расстояние более сложные сообщения и получить ответ. Для этой цели нужно было создать более совершенную систему — звуковой язык, обладающий, во-первых, большим запасом звуковых знаков, во-вторых, вторичной системой диакритических знаков-понятий и, в-третьих, набором элементарных музыкально-грамматических правил.