Финский фольклор
Большое разнообразие южнославянских лирических песен-коломыек в значительной мере усложняет методику их классификации. "Чтобы дать наиболее обобщенную характеристику, мы в качестве критериев классификации использовали: а) тип ритмической структуры стиха, б) метроритм, в) мелодическую форму. Установив таким образом основные группы и подгруппы лирических песен, мы ограничиваемся лишь указанием на их признаки и местонахождение в сборниках, сведя до минимума нотные иллюстрации.
Не исключая возможности существования в финском фольклоре славянского коломыечного субстрата, мы, однако, предлагаем другую гипотезу. Спора нет, что значительная часть финских песен, содержащихся в многотомном издании Кроона, имеет коломыечную форму. Но при более тщательном изучении этих песен была обнаружена одна существенная особенность структуры и ритмической формы, которая в славянских коломыйках исключена.
Для финских песен типа коломыйки характерно то, что постоянным й неизменным фактором ритмической организации нот в предложении являются три цезуры, и поэтому любое количество слогонот в предложении укладывается в четыре двудольных такта. В последнем такте, как правило, содержатся две слогоноты. Следовательно, если стих содержит 14 слогов, то предложение будет иметь ритмическую форму коломыйки. Однако в других песнях этого же типа количество слогов в стихе может произвольно увеличиваться до 20.