Точка зрения Рубцова
Если мы на миг согласимся с точкой зрения Рубцова, то должны предположить, что в течение семи-восьми столетий, то есть еще до расселения славян, музыка сделала огромный скачок в своем развитии и достигла почти современного уровня. Но потом, на протяжении более чем тысячелетия, ее развитие приостановилось, хотя существенно изменились как социально-экономические условия, так и культурный уровень славянских народов. Такая гипотеза оказывается мало убедительной. Следовательно, остается альтернатива — предположить, что древние славяне обладали достаточно высокой народной музыкальной культурой и напевы их песен только в незначительной степени отличались от тех, которые мы используем для сравнительного изучения. Попробуем подробнее осветить эту проблему.
Исторические сведения о музыкальной культуре древних славян весьма скупы, но все же дают нам одно существенное показание: славяне отличались большой музыкальностью, любили петь, играть на музыкальных инструментах и плясать. По-видимому, слухи о музыкальности славян распространились далеко за пределы славянских земель еще в VI веке. Только этим можно объяснить тог факт, что славянские разведчики, проникшие в глубь Византии, выдавали себя за музыкантов К Эпитет «пляшущий» был обычен для обозначения славян на За — паде еще в IX веке . Славянские музыканты служили при дворе византийских царей, как ®б этом пишет Константин Багрянородный, а во времена венгерских. В славянских летописях и хрониках, относящихся к X—Xll векам, неоднократно упоминается об «игрищах» и «позорищах бесовских», о «дьявольском пении» и «плясании».