Украинские колядки
Обращаясь теперь непосредственно к русским песням с 10-слож — ной структурой стиха, напомним, что об их наличии как в русском, так и в фольклоре других славянских народов писали еще в середине прошлого века отечественные ученые И. Срезневский и А. Потебня. В самом начале своей капитальной работы «Объяснения малорусских и сродных народных песен» Потебня указал на общность размера 5 + 5 у славян, а именно: в украинских колядках, в русских былинах и свадебных песнях, в белорусских воло — чебных, в сербских свадебных и величальных, в болгарских величальных и жатвенных песнях *. Однако польские колядки со структурой стиха 5-J-5 + 3 он считал заимствованием из украинского1, а о чешских и словацких колядках не упомянул. Соглашаясь с мнением Срезневского, «что древнейший у всех славян одинаково распространенный эпический стих заключает в себе десять слогов с двумя удалениями»2, например «Уж как пал туман/на синё море», Потебня полемизирует далее с утверждением Л. Зимы, что якобы 10-сложный стих образовался из 16-сложного3, и замечает: «…я думаю, в свойствах размера 2 <+..> не заключено ничего указывающего на его производность от какого-либо другого, в том числе и от 16-сложного»4. С мнением Срезневского и Потебни созвучны и соответствующие высказывания Ф. Колессы 5.
Предположения Срезневского, Потебни и Колессы, явившиеся результатом исключительно анализа текстов славянских песен, полностью подтвердились. Наша задача теперь заключается в том, чтобы определить типы русских песен с 10-сложной структурой стцха и систематизировать их, выявить национальные и локальные черты, проследить эволюцию типов в зависимости от функции песни.