Производство музыкальных артефактов
Исходя из сказанного, можем предположить, что способ производства музыкальных артефактов в некотором отношении похож на производство различных изделий. Здесь имеется в виду не технология самого процесса, но ход мыслей, точнее — его абстрактная форма. Таким образом, мы можем говорить о некоторой аналогии обоих видов производства, осуществляемых путем «проб и ошибок» и «передачи опыта по наследству». Созданные музыкальные артефакты становились достоянием коллектива, и как таковые в свою очередь действовали на музыкотворческий процесс.
В музыкальном творчестве производство путем «проб и ошибок» широко известно иод понятием импровизации. Музыкальная импровизация — естественная потребность не только музыканта, но и любого человека, воспроизводящего музыкальные звуки. Она наблюдается и у маленьких детей, так как для импровизации не нужны ни музыкальные способности, ни знание музыки. Человек импровизирует мелодию, когда ему грустно или весело, когда он в одиночестве или выполняет несложную физическую работу. Импровизация может выражать пассивное и активное душевное состояние, хотя часто сам процесс не осознается человеком.