Зафиксированные напевы
Что касается ладовой основы колядок, то подавляющее большинство зафиксированных напевов выявляет мажорное наклонение. Среди ладов минорного наклонения преобладает дорийский, далее следует эолийский и дорийский с повышенной 4 ступенью. Кроме того, встречается еще переменный дорийско-микеолидийский и пентатонизирующий дорийский лад. Между колядками типа Б, записанными в одном селе от разных исполнителей или в индивидуальных вариантах одного певца, встречается как ионийский гексахорд, так и миксолидийский лад.
Если во второй фразе отсутствует скачок на 8 или ход от 5 к 7 ступени, а предложение заканчивается на тонике, то миксолидийская септима больше не используется. Однако она может появиться во втором предложении, если первое заканчивается ходом вверх на 5 ступень. Эти наблюдения наводят на мысль, что первоначальной основой колядок типа Б был миксолидийский лад, а потом, в связи с эволюцией ладового мышления и кристаллизацией квинтаккордовой структуры, стал ионийский гексахорд.
Но тут же напрашивается вопрос: были ли колядковые структуры специально созданы древними славянами или протославянами для соответствующего обряда или же им предшествовали другие формы, приспособленные впоследствии для новой функции? Несмотря на сложность вопроса, попытаемся на него ответить, выдвинув теоретически обоснованную гипотезу.