Анализ коломыечных структур
Учитывая невозможность детального анализа коломыечных структур и форм в песнях славян и соседних народов, с одной стороны, и принципы макроподхода к анализируемым явлениям — с другой, в следующих подразделах даются только общие результаты исследования и приводятся наиболее типичные примеры.
Чрезвычайно разнообразны способы применения коломыечной формы в русских песнях. Это разнообразие, с которым мы в фольклоре других славянских народов не встречаемся, вызвано, по-видимому, приспособлением первичной формы коломыйки как к структурно-стилистическим особенностям жанров, так и к закономерностям русского музыкального мышления. Следовательно, мы можем говорить об ассимиляции коломыечного мышления, а не об ассимиляции украинских коло — мыек в русском фольклоре, хотя последний тип ассимиляции в некоторых случаях не исключается. Здесь мы имеем в виду не только популярные песни социального протеста, например «Кто у барина не жил» , которые могли быть занесены в русскую среду украинским пролетариатом, но и лирические песни соседних с Украиной русских областей, например Брянской. Но когда речь идет о русских плясовых, хороводных, протяжных и даже свадебных песнях коломыечной формы, тут, естественно, и речи быть не может о заимствовании. Эти песни, как уже говорилось, мы рассматриваем как реликты музыкально-поэтического мышления ассимилированного в русской среде древнеславянского племени —носителя коломыйки.
Известны два типа русских песен коломыечной структуры. Первый тип объединяет песни с 14-сложной структурой чистого стиха и с приспособленной к напеву ритмической формой коломыйки. По количеству примеров песни этого класса преобладают в русском фольклоре. Второй тип —это песни с модифицированной коломыечной структурой, которая явилась следствием повторения полустиший пе, р — вого стиха коломыйки— или 2 вместо 8 + 6* или 4 + 4 + 6. Песни этого типа мы назвали «русскими коломыйками».