Коломыечное мышление
Из сказанного следует, что так называемое коломыечное мышление свойственно только некоторым этнографическим группам украинского народа. Оно имеет свои территориальные очаги, что связано, по-видимому, с исторически сложившимися условиями и племенными различиями восточных славян. В тех местностях, где в результате исторических событий и миграции населения носители коломыечного мышления оказались в меньшинстве или ассимилировались, обнаруженные коломыйки представляют собой лишь реликты существовавшего некогда целостного песенного стиля. Что касается модифицированных коломыек, то они указывают на приспособление коломыечного мышления к преобладающим в данных местностях закономерностям музыкальных диалектов и стилю лирических песен.
Судьба коломыйки на Украине вне карпатского ареала сложилась в основном одинаково. В своей первичной форме коломыйка нигде не составляет однородный песенный стиль и встречается лишь эпизодически. В лирических песнях наступает либо ритмическая аугментация, либо расширение структуры. И только в восточноукраинских протяжных песнях коломыечной формы находим мелодический распев и распространительный стих.
Быть может, прав был А. Потебня, когда утверждал, что в прошлом веке коломыйка была широко распространена на всей Украине. Того же мнения придерживался и И. Франко, ссылаясь при этом на то, что многие поэты XIX века, в том числе и Т. Г. Шевченко, писали свои стихи коломыечным размером. Кстати, во времена Шевченко на Екатеринославщине крестьяне экспромтом сочиняли злободневные коломыйки. Однако отсутствие музыкальных записей того времени не дает оснований согласиться с высказанным мнением. Имеющиеся сборники песен первой половины XIX века не изобилуют записями коломыек.