Анализ восточнославянского фольклора
Подытоживая результаты анализа восточнославянского фольклора в целом, можно заключить, что значение колядковых структур в русских песнях диаметрально противоположно их значению в украинских. Как уже говорилось выше, в украинском фольклоре эти структуры «табуизировались», сохранив свое значение почти исключительно в зимних обрядовых песнях, напротив, в русском фольклоре они получили широкое распространение в свадебных и хороводных песнях, в лирических и эпических жанрах, во всех календарно-обрядовых песнях, за исключением, что весьма важно, колядных. Именно этим подтверждается выдвинутый ранее тезис, что еще до создания календарно-обрядовых песен и весенне-новогодней обрядовости у предков нынешних украинцев и у некоторых древних славянских племен существовали колядковые структуры и типы, применяемые в различных в те отдаленные времена бытовавших жанрах.
Среди польских, чешских и словацких зимних обрядовых песен так же трудно найти установленные нами колядковые типы, как и в русском фольклоре, но причины здесь совершенно другие. Вместе с распространением христианства среди западных славян церковные власти упорно и систематически навязывали народу новые, церковные колядки, запрещая и преследуя традиционные народные новогодние обряды и связанные с ними песни. Такое давление на народные традиции особенно усилилось в период противореформационного движения. Навязанные народу церковные рождественские песни и колядки с течением времени фольклоризировались и ассимилировались с древними народными колядками. Когда в первой половине XIX века появились первые сборники народных песен с мелодиями, древних традиционных колядок уже не было…