Этнографические и исторические материалы
Новые этнографические и исторические материалы, опубликованные в капитальных работах Л. Нидерле и К. Мошинского все нагляднее показывали различия в традициях, обрядах, верованиях и быте славян. На существенные различия в психическом складе древних, славян указывают и такие факты, как междоусобная племенная борьба и даже взаимная ненависть, о которой свидетельствует византийский император VI века Маврикий в своей «Стратегии», а позже — славянские летописцы, или отношение отдельных славянских племен к принятию христианства. Все эти признаки дифференциации древнеславянских племен не могли не сказаться и в формировании их разговорной речи. Отдельные диалектизмы проявляются даже в литературных памятниках XI—XII веков, писанных общим для всех славян церковно-славянским языком.
Так постепенно стала исчезать и твердая уверенность в абсолютном единстве древних славян в период до их расселения из предполагаемой прародины. Среди историков возникли различные гипотезы, со — ^ гласно которым предками славян могли быть либо скифы-пахари, упоминаемые еще Геродотом, либо анты или венеты. Еще большую смуту внесли в вопрос о праславянах археологи. Одни считали протославянской культуру полей погребений, другие — лужицкую культуру, третьи— тшцинецко-комаровскую или более раннюю — культуру шнуровой керамики. В довершение всего появились споры об антропологическом складе древних славян, поскольку среди них в различной степени представлены типы нордические, средиземноморские, армяноидные, лапоно — идные и даже — палеоазиатские.