Карпатская коломыйка
Русские песни типа карпатской коломыйки с припевом или без него занимают второе место по количеству зафиксированных примеров. Часть была опубликована в первых русских сборниках, и это дает нам основание считать, что в XVIII и в начале — XIX века такие песни принадлежали к числу наиболее распространенных песен. Таковы, например, «Во саду ли в огороде», «Белолица — круглолица», «Я посею ли, младенька», «Во лесочке» и другие1. Мы не знаем, являются ли эти песни подлинно народными или обработками бытовавших в городской среде популярных песен, но для нас важно то, что песни первичной коломыечной формы; распевались в прошлых веках в народе и, следовательно, не были чужды русскому музыкальному слуху.
Здесь мы рассмотрим только три песни этого типа.
Мелодия песни «Во саду ли в огороде», варианты которой были опубликованы в сборниках Львова — Прача и Кашина, подверглась,, по-видимому, композиторской обработке. Но даже в этом случае квартовая интонационная ось, столь характерная для карпатской коломыйки, достаточно ясно видна в напеве. Кроме того, нам удалось найти белорусские, украинские и русский варианты песни, варианты народные, которые ни в коем случае не могут считаться народной переработкой русской песни «Во саду ли в огороде». Учитывая оба факта, мы считаем все эти варианты национальными разновидностями карпатского архетипа.
Карпатская коломыйка в музыкальном фольклоре западных славян, чехов, словаков и поляков характерна своей стилевой монолитностью. Это позволило нам включить песни трех славянских народов в один раздел и в комплексе их анализировать. Особенности национального музыкального мышления проявляются в коломыйках только в их мелодическом рисунке, реже — в ладовой системе. Поскольку этот аспект не является предметом нашего исследования, мы вправе пользоваться термином западнославянская к о л ом ы й к а.