Новейшие открытия
Эти новейшие открытия лишний раз подтверждают, что уже в начале первого тысячелетия н. э. не существовал единый праславянский народ и что появление на исторической арене племенных объединений восточных, западных и южных славян не было результатом распада единого праславянского народа, но, наоборот, результатом интеграции разрозненных славянских племен и их ассимиляции с неславянскими племенами. Образование славянских объединений было вызвано, вероятно, экономическими, военно-стратегическими и географическими условиями, а не,-как предполагали романтики, глубинными чувствами племенного единства славян.
История дает нам достаточно достоверных сведений о различных связях славян с другими народами. Были ли эти связи экономические, военные или следствие захватнических действий — для нас не имеет существенного значения. Они лишь указывают на возможность взаимных влияний в области духовной культуры и ассимиляции в славянской среде неславянских племен и народов. Приняв славянскую речь, необходимую для дальнейшего существования и развития, эти племена и народы могли сохранить и далее в быту свои древние традиции, обряды и вместе с ними — песни, исполняемые впоследствии на одном из славянских языков или диалектов.
Следовательно, изучая музыкальную общность славян, мы должны считаться с тем, что будем иметь дело не с монолитной народной музыкальной культурой, но с музыкой в достаточной мере дифференцированной. Различия в традициях, верованиях, обрядах и быте способст: вовали формированию различных напевов, песенных форм и типов, функционально связанных с духовной культурой славянских племен. И в то же время, где-то в глубине музыкально-поэтического творчества и в различных местах славянской территории, быть может, сохранились кое-какие общеславянские черты и закономерности музыкального мышления. Вскрыть их и найти черты племенных отличий в музыкальном творчестве—таковы задачи, стоящие перед музыкальным славяноведением, и в этом аспекте мы решаем их в аналитической части настоящей работы.