Календарные обрядовые песни
Календарные обрядовые песни земледельческого цикла могли возникнуть только у тех племен и народов, для которых земледелие было основным занятием. Хотя земледелие было известно в Европе уже в начале неолита и впоследствии стало главным средством существования индоевропейских народов, его не знали народы-кочевники, заселявшие части территории юго-восточной Европы в конце первого и в начале второго тысячелетия и. э. О хлебопашестве славян имеются исторические и археологические сведения, относящиеся к V—IX векам н. э. Общеславянские названия злаков: жито, рожь, пшеница, просо, овес и другие указывают на то, что славяне занимались земледелием еще в период до расселения5. Однако обряды и песни земледельческого цикла должны были возникнуть значительно раньше, по-видимому, когда люди освоили технологию земледелия, то есть в период зарождения общинно-родового строя. Следовательно, истоки обрядовости и песен славян, связанных с культом природы, можно искать в индоевропейской общности народов.
Зависимость существования рода или племени от плодородия земли, благоприятных климатических условий способствовала обожествлению земли и солнца, дождя и весны, созданию культа природы, орудий земледельческого производства и самого труда. Для каждого культа создавался определенный ритуал, сопровождаемый соответствующими церемониями, пением и танцем. Функция ритуала заключалась в том, чтобы «вымолить» у тех богов, которым были подвластны силы природы, благоприятную погоду, плодородие и богатство.