Археологические данные
С подобным утверждением трудно согласиться потому, что во II столетии до и. э. материальная и духовная культура многих славянских племен находилась на достаточно высоком уровне, о чехМ убедительно свидетельствуют археологические данные. Поскольку в то время славяне пребывали в сфере влияния высокоразвитой эллинистической культуры, их музыкальное творчество ни в коем случае нельзя себе представить в виде «простейших однофразных напевов», которые в действительности соответствовали бы музыкальным артефактам пещерных людей, живших 40—60 тысяч лет тому назад…
Предполагаемый «факт» оспаривается не только самим автором, который на той же странице признает, что «праздничная <…> интонация нисходящей квинты может встречаться в самых разнообразных песнях, эмоциональный строй которых связан с выражением светлого и в этом смысле праздничного чувства» , но и методологией любого исследования музыкальных явлений.
Рассмотрение определенного звуковысотного контура фразы или нисходящее движение мелодии от квинты к тонике вне ритма, ладового строения, структуры, без взаимной связи всех составных элементов и напева в целом не может дать никаких конкретных и научных результатов. Подобную попытку в лингвистике предпринял Н. Я. Марр, который установил первоначальных четыре элемента, встречающихся во всех языках мира. Марровские элементы аналогичны основным звуковысотным контурам фраз, присущим музыке все народов мира всех эпох.
Внимание к работе Рубцова вызвано еще тем, что она в некотором смысле показательна для всех аналогичных исследований. Как только ученый пытается проникнуть в далекое прошлое музыкальной культуры, он неминуемо должен не только разработать методику исследования, но и представить себе, по крайней мере, в общих чертах состояние музыкального искусства данного периода. Последний вопрос имеет принципиальное значение потому, что от его решения зависит и взгляд на современные записи традиционных песен как на своего рода исторические документы. Действительно, была ли музыка древних славян совершенно примитивной, состоящей из «однофразных напевов» , как предполагает Рубцов, или она была в достаточной мере развитой и эстетически полноценной?