Грамматические правила
Каковы были эти грамматические правила, мы ничего знать не можем, но о диакритической системе звукового языка можно сделать некоторые предположения. При общении на большом расстоянии диакритическими знаками могли быть: транспозиция сигнала-знака на другой звуковысотный уровень, повторность знаков и их различная тембровая окраска, далее, музыкальная артикуляция, изменение темпа, динамики, ритма и мелодических устоев Звуковой язык неандерталоидов, поскольку применялся без участия членораздельной речи, должен был содержать в себе достаточное количество чисто музыкальных выразительных средств. Умение распознавать музыкальные знаки и пользоваться ими предполагает достаточно высокий уровень музыкальных и психических способностей человека. В то же время при непосредственном общении на первый план выступала иная диакритическая система, более пригодная для этой цели, а именно система жестов, мимики и телодвижений. Этот тип диакритических знаков получил впоследствии свое развитие в танцах.
Отсутствие у неандерталоидов художественных предметов и произведений изобразительного искусства дает основание предполагать, что на этой стадии развития человека еще не существовало музыкальное искусство. Но обнаруженные следы магического культа медведя и похоронного ритуала свидетельствуют все-таки о наличии определенного уровня духовной культуры, и вместе с тем о потребности музыкального оформления ритуалов. Владея достаточно’ развитым звуковым языком, неандерталоиды могли создать нечто вроде музыки, то есть применить некоторые элементы звукового языка специально для ритуальных целей. С возникновением новой функции звукового языка данный звуковой язык должен был отличаться от обыкновенного, следовательно, создались и новые музыкально-грамматические правила и диакритические знаки. Так возникли, вероятно, первые музыкальные артефакты — простейшие продукты музыкально-эстетического мышления первобытного человека.