Музыкально-поэтическое творчество
Народная песня как продукт коллективного устно-слухового музыкально-поэтического творчества трудового народа создавалась его собственными художественными средствами. Она удовлетворяет его духовные потребности, соответствует его собственным эстетическим и этическим нормам, отражает его мысли, чувства и трудовую деятельность. Поэтому народный певец, который вносит в исполнение элементы индивидуальной импровизации, в сущности лишь воспроизводит «по-своему» бытующую в народе традиционную песню. Даже в том случае, когда он — по своему твердому убеждению — «творит новую песню», волей-неволей создает лишь новый вариант известного народного произведения. Дело в том, что народный певец мыслит только на с о б с т в е н ном музыкальном язык е, то есть на языке своего народного музыкального диалекта, и что бы он ни создавал, это всегда будет лишь результатом новой комбинации характерных для данного музыкального диалекта составных элементов. Создать такой напев, который бы в корне отличался от бытующих в народе мелодий, певцу так же невозможно, как и заговорить на «еизвеетномЛ ему языке. —
Выразительные средства народной музыки формировались веками. Песня, которая всегда была неотъемлемой частью духовной жизни крестьян, способствовала укоренению в музыкальном мышлении определенных навыков слушания, восприятия и воспроизведения, а также выработке своих критериев эстетической оценки. Музыкальный язык народа, в отличие от языка разговорного, служит лишь для выражения в музыкально-поэтической форме его собственных чувств и мыслей, для удовлетворения его духовных потребностей в рамках выработанных коллективом норм и исторически сложившихся традиций. Музыкальный язык в форме конкретного музыкального диалекта становится средством художественного общения народа лишь в радиусе распространения данного диалекта. В этом отношении музыкальный язык проявляет значительно большую консервативность, чем разговорный, служащий как для общения людей и за пределами его диалекта, так и для других, более сложных целей, например как средство познания, деятельности, накопления практического опыта и т. д.