Древнеславянское происхождение
Древнеславянское происхождение чешских, словацких и польских песен коломыечной формы подтверждается не только данными сравнительного анализа, но и другими фактами. Во-первых, карпатская коломыйка является интегральной частью свадебного обряда в некоторых местностях западнославянской территории. Во-вторых, она бытует как припевка к местным национальным круговым танцам, и в-третьих, песни коломыечной структуры известны нам по спискам XV—XVII веков.
Какие черты общности присущи западнославянской коломыйке?
Можно выделить четыре черты общности: преобладание первичной формы коломыйки, дву — и трехдольный ритм, соединение двух песенных строф и образование четырехчастной контрастной мелодической формы, ритмическая аугментация в лирических песнях-коломыйках. Из этого следует, что западнославянская коломыйка в своей структуре и форме ничем существенным не отличается от карпатской, представленной украинскими вариантами Прикарпатья и Закарпатья.
В предыдущем разделе мы рассматривали в комплексе чешские, словацкие и польские песни коломыечной структуры, исходя из их стилевого единства. В южнославянском фольклоре, наоборот, такого единства не обнаружено; коломыйки народов Югославии и Болгарии чрезвычайно разнообразны. И тем не менее мы включили их в один раздел, чтобы произвести синхронный анализ, выделяя явления общности и, таким образом, придерживаясь установленных нами принципов макроподхода.