Диалектные черты напева
Диалектные черты напева проявляются либо только в синтактике, в морфологии и в фонетике, либо в синтактике, морфологии и фонетике одновременно. Этот факт подтверждается картографированием диалектных особенностей песен, границы которых не всегда совпадают с ареалами распространения музыкальных диалектов. Все это указывает на то, что без изучения музыкальных диалектов мы не можем иметь полного представления ни о закономерностях музыкального мышления в рамках одного национального фольклора, ни о самой сущности песен.
Выше отмечалось, что определенные песенные типы могут отсутствовать в тех или иных музыкальных диалектах и, наоборот, их можно обнаружить в очень отдаленных друг от друга диалектах. Более того, некоторые из них встречаются даже в фольклоре разных народов. Вследствие этого ареалы распространения песенных типов становятся предметом м ел о г ео г р а ф и и.
Общей характерной чертой силлабического, силлабо-тонического и равносложного тонического стиха является наличие постоянных цезур между слоговыми группами. При установлении структурной формулы место цезуры в стихе обозначается знаком + , а количество слогов в каждой группе —арабской цифрой. Например, десятисложный стих может иметь такие структурные формулы: 5 + 5, 4 + 6, 6 + 4, 4 + 3 + 3, и т. д. Каждая из указанных структур указывает на принадлежность песни к определенному песенному типу.
Генетическое родство напевов не всегда проявляется в близком сходстве мелодических вариантов. Наблюдается интересное явление: иногда варианты одной и той же песни, записанные в одно время в двух близко лежащих населенных пунктах, имеют меньше общих мест в мелодическом строении, чем какой-нибудь третий вариант, записанный далеко за пределами данной этнографической территории или даже на территории другого народа Этот факт объясняется тем. что мелодические варианты, бытующие на территории создавшего их песенный тип народа, свободно и творчески развиваются и видоизменяются; напротив, попав в связи с переселением в другую этническую среду или вследствие ассимиляции, они как бы «консервируются», и народ пытается сохранить в памяти и в «неприкосновенности» тот вариант, который остался ему в наследие от предков.
Теперь нам остается еще определить методику работы с песенным материалом и установления черт общности: