Исследования музыкального фольклора
Ддя исследования музыкального фольклора используются обычно опубликованные народные песни, основную часть которых составляют записи, произведенные 100—120 лет тому назад. Очевидно, этот материал, независимо от его качества, не может полностью удовлетворить предъявляемые современной наукой требования. Главный его недостаток заключается в том, что записи производились в различных, часто слишком отдаленных друг от друга населенных пунктах, без конкретного плана и научной целенаправленности. Вследствие этого нам не удается найти нужные территориальные варианты песен и определить ареалы их распространения.
Ввиду того, что песенный материал используется в качестве источника информации для исторических и этногенегических обобщений и выводов, необходимо отделить синхронический аспект исследований от диахронического и не смешивать их1. Синхронический разрез материала, являющийся исходным этапом работы, может быть осуществлен только на собственных записях песен, произведенных в фольклорной базе, а диахронический — на имеющейся литературе. При этом большое значение для научного уровня работы имеет наличие новейших записей тех песен, которые были уже ранее записаны в данном населенном пункте.
Постепенно преодолевая романтические концепции второй половины XIX века, исследователи стали уделять все больше внимания причинам формирования трех славянских ветвей — восточной, западной и южной и дифференциации славян внутри этих ветвей. Проблемы этногенеза рассматривались в связи с интеграцией и дезинтеграцией славянских племен, скрещиванием и ассимиляцией с протославянскими, неславянскими и неиидоевропейскими народами.