Синкретическая связь
Коломыйка как песня, возникшая в синкретической связи с танцем, имеет четкую и только ей присущую структуру и ритмическую форму. Независимо от того, как называют в том или ином районе Карпат данкмй танеп и имеет ли вообще такая песня какое-нибудь название, мы распознаем карпатскую коломыйку по характерным признакам в структуре стиха и ритмической форме предложения.
Ритмическая модель и все возможные структурно-ритмические изменения первого предложения плясовой карпатской коломыйки показаны на следующей схеме.
Значительно большее место в музыкальном фольклоре Карпат занимает неплясовая коломыйка, коломыйка-песня. Это обычная лирическая песня коломыечной формы, которая отличается от своего танцевального первоисточника более развитой мелодикой, разнообразием ритмических фигураций, умеренным темпом, а иногда — расширенной мелодической формой. Все эти изменения связаны с эмоциональным содержанием, функцией песни и манерой исполнения. Сама манера исполнения зависит от того, принадлежит ли данная песня к репертуару мужчин или женщин. Для мужских коломыек характерно исполнение parlando — rubato, , для женских — cantabile .
Интенсивность бытования коломыйки в Карпатах обусловлена спецификой музыкально-поэтического мышления народа, которое мы можем условно назвать «коломыечным мышление м». Вследствие этого почти весь музыкальный фольклор некоторых горных районов Карпат состоит из плясовых и неплясовых коломыек. Здесь коломыйка проникла во все песенные жанры, в свадебные, весенние колыбельные, трудовые, эпические и лирические песни, за исключением колядок и щедровок. Однако на Гуцульщине после колядования, следует так называемый «плес», то есть пляс, танец. И снова звучит коломыйка… Следовательно, коломыечная форма — продукт специфического художественного мышления; исполняются ли традиционные песни или сочиняются новые — все они без исключения будут иметь форму коломыйки.