Музыкальные произведения
Появление первых музыкальных произведений относится, по-видимому, уже к верхнему палеолиту, к ориньякской культуре, давшей нам первые памятники изобразительного искусства: пластические фигуры, художественную резьбу и пещерные рисунки. Начиная с этого периода, все чаще встречаются музыкальные инструменты— флейты, барабаны, что говорит само за себя… Изображение в палеолитических пещерах танцующих и играющих человеческих фигур — бесспорное доказательство существования музыкального искусства.
На основании дошедших до наших дней художественных изделий, художественно оформленных орудий производства и предметов потребления можно заключить, что художественное творчество первобытного человека имело лишь прикладное значение. Само~же эстетическое чув-‘" ство человека зародилось в процессе труда и формировалось в связи с производственными отношениями, развитием общества и его мировоззрения. Поэтому и музыкальные артефакты и первые музыкальные инструменты человека должны были иметь прикладное, то есть определенное практическое назначение в его жизни. Следовательно, на основе конкретных потребностей общества и «естественного чувства» человека возникли соответствующие музыкальные артефакты. Они существенно отличались друг от друга и вследствие этого были распознаваемы. Эти отличия и составляли суть каждого артефакта и как таковые передавались по традиции из поколения в поколение, став впоследствии составными элементами музыкального мышления и отдаленных потомков.
Архаичность музыкального мышления проявляется не в простоте или примитивности напева песен, но в том, что определенные элементы музыкальной общности мы находим в фольклоре разных народов. Такие элементы могут встречаться как знаки звукового языка, как музыкальные артефакты либо существовать самостоятельно. Здесь речь идет, очевидно, о типических явлениях, которые не зависят от характерных черт национального фольклора.