Происхождение музыки
Этот экскурс в область происхождения музыки позволяет нам сделать следующие выводы. Во-первых, на высшей стадии развития первобытно-общинного строя существовала только коллективная песня и музыка для коллектива, выполняющая магическую и организационно-утилитарную функцию. Обрядовые песни исполнялись в синкретической связи с танцем, инструментальной музыкой и игрой. Сольное пение было исключительно достоянием жрецов как средство магии.
Но для общей оценки уровня музыкальной культуры древних славян мы должны учитывать еще следующйе факторы. Во-первых, существование в период расселения славян развитых племенных организаций, системы религиозных представлений, похоронных ритуалов, различных празднеств, обрядов, связанных с обожествлением сил природы, земледельческим циклом и браком, и т. п. Во — вторых, влияние музыкальной культуры древних рабовладельческих государств, позже — античной Греции, древнего Рима и Византии. В-третьих, упоминаемые уже выше исторические сведения о музыкальной одаренности славянских народов. Весь этот комплекс прямых и косвенных аргументов указывает на то, что народная музыка древних славян была, по-видимому, мелодически развитой, могла отличаться достаточным богатством выразительных средств, жанров, форм и структур. Таков естественный вывод из предшествующих рассуждений и сопоставлений исторических фактов, который подтверждается и результатами сравнительного анализа песен.
При решении конкретных задач, связанных со сравнительным анализом музыкального фольклора славян, намечаются различные пути. Хотя каждый из них дает в достаточной мере точные результаты для исторических выводов, степень завершенности таких работ будет неодинакова. Так, например, при исследовании мелодических вариантов одного песенного типа одного жанра мы получим наиболее исчерпывающие количественные, качественные и географические показатели, а сама работа окажется наиболее завершенной. Но в то же время вне поля зрения останутся некоторые существенные проблемы, такие, как связи между аналогичными типами, генезис структуры, ассимиляция и т. д. Напротив, при исследовании одной ритмической структуры или ритмической модели, мы не в ‘состоянии точно определить ареалы распространения, связь данной структуры или модели с соответствующими жанрами в фольклоре славян, так как собранный материал оказывается чересчур обильным и разнообразным, а его классификация по разным признакам — очень сложной и трудоемкой. Такой путь исследования дает разносторонние результаты, но страдает незавершенностью в деталях. Четыре самостоятельные работы, включенные в аналитическую часть, должны наглядно показать все преимущества и недостатки предлагаемых способов решения задач музыкального славяноведения.