Магическая функция музыки
Этнографическая литература содержит множество описаний магической функции музыки у различных племен и народов, стоящих на низком уровне развития. Жрец выполняет ряд своих ритуальных функций, сопровождая их пением, мелодическим речитативом или игрой на музыкальном инструменте. Коллективное пение членов общины или рода существует только во „время обрядов, празднеств и похоронных ритуалов. Пение «для себя» здесь не встречается.
Инициаторами и создателями этих обрядов были, очевидно, люди, занимающие главенствующее положение в обществе, и в первую очередь, жрецы или шаманы, действующие в интересах правящей верхушки. Так или иначе музыка опять становится одним из орудий власти, с одной стороны, и средством воздействия на массы —с другой. У некоторых племен в Южной Америке во время празднеств появлялся знахарь, «окруженный целым хором поющих, пляшущих и часто доводящих себя до конвульсивного состояния мужчин и женщин»1. Бесспорно, что подобное психо-физиологическое воздействие на массы музыка имела и в первобытно-общинном строе. Поэтому жрец как посредник между человеком и богами мог разговаривать с ними перед народом только пением или мелодическим речитативом. Вот почему и до сих пор во всех культах чтение священных книг во время обряда совершается не обычной разговорной речью,-но своеобразным мелодическим речитативом или чтением нараспев.