Установление праздника рождества
После принятия славянами христианства и установления праздника рождества в народную гущу начали проникать с запада и востока установившиеся уже ранее римско-византийские рождественские обряды и песни как искусственные, так и переосмысленные древнеязыческие. Их носителями были и организованные церковью группы колядников и группы бродячих музыкантов-артистов — скоморохи, игрецы. Эти рождественские обряды, игры и песни, попав в народную крестьянскую среду, способствовали не только возрождению древних новогодне-величальных песен и обрядов земледельческого цикла, о которых речь была выше, но и расщеплению некогда единого древнеславянского весенне-новогоднего народного празднества. Та часть обрядов и песен, которые исполнялись под открытым небом и сопровождались играми, танцами и пантомимой, а также те песни, которые были непосредственно связаны с приходом весны, праздновались и далее весной, а после принятия христианства были приурочены к пасхе. Напротив, новогодние поздравительно-величальные песни и обряды были перенесены на зиму и слились с римско-византийским рождественским обрядом колядования. Только у белорусов, насколько нам известно, сохранился обычай весеннего обхода дворов и поздравления хозяев пением так называемых волочебных песен.