Музыкальный фольклор
Музыкальный фольклор южных славян представляет собой чрезвычайно пеструю картину, отражающую сложность исторического развития славянских народов на Балканах, интеграцию и дезинтеграцию древнеславянских племен, их ассимиляцию с другими славянскими и неславянскими народами. Проникновение древних славянских племен в густо заселенные северные провинции Римской империи, ставшие позже их новой родиной, многовековое турецкое иго, частые войны и иностранная оккупация — все это не могло не сказаться на стилевом многообразии национального музыкального фольклора. Поэтому именно здесь, на Балканах, приобретает первостепенное значение географический аспект исследования народных песен, которому, к сожалению, до сих пор местные фольклористы не уделяли должного внимания. Свой экскурс в южнославянский фольклор мы начнем с учета географических и статистических данных.
Типы южнославянских песен с 10-сложной структурой стиха без рефрена указаны на таблице № 4. Этих песен в южнославянском фольклоре значительно больше, чем в фольклоре восточных и западных славян. Однако более существенна констатация того факта, что почти все варианты относятся к весенне-летним, трудовым и свадебным обрядовым песням, эпическим и лирическим; напротив, зимние обрядовые песни, то есть колядки, представлены только четырьмя примерами.
Историческую тематику имеет значительная часть так называемых лазарских песен, для которых характерна ритмическая форма ое/ее. Эти песни своей формой и содержанием, по существу, ничем не отличаются от эпических и только функционально связываются с лазарским праздником и соответствующим обрядом. В песнях этого типа можно усматривать прототип древнерусских былин.