Оргиастический характер
Как видно, все круговые танцы типа коломыйки имели в далеком прошлом оргиастический характер, что и вызывало негодование христианских проповедников. Поэтому к ним можно отнести и слова Иоанна Златоуста, который писал: «А всех же играний проклятее есть много вертимое плясание», кончавшееся тем, что «по плясании начата блуд творити с чюжими женами и сестрами». Нетрудно согласиться с тем, что в те далекие времена исполнение быстрых круговых танцев могло кончаться оргиями, которые были вызваны повышением либидо у танцующих. Реликтами такого массового психического состояния в современных условиях являются как импровизированные припевки эротического содержания, исполняемые в высоком регистре и хриплым голосом, так и кульминация коллективной пляски, когда все — танцующие и музыканты — впадают в суггестивный экстаз, а вихрь танца увлекает в круг коломыйки всех присутствующих на гулянье, в том числе и стариков, и калек.
Из сказанного не следует, что название древнеславянского кругового танца коломыйка должно было иметь повсеместное распространение у всех славянских народов. С одной стороны, у чехов сохранилось название танца «каламайка» наряду с другими названиями тех же круговых танцев с коломыечным ритмом, у сербов и хорватов — «коло», у словаков «до колеса» или «каричка», у поляков — «до кола» и «окронглы» . Но, с другой стороны, в украинском фольклоре Восточных Карпат этот же танец известен под различными местными названиями. В селе Горинчево, Закарпатской области, например, коломыйку называют «кочало», что на местном говоре обозначает «круг» , а также «валашским танцем» . Примечательно, что танец «кочало» там танцуют точно так, как это описали Бидерман и чешский средневековый проповедник, то есть посередине круга танцует одна пара, а мужчина выкрикивает «гопа ше, як учора, так усе!» .