Неопровержимый факт
Предположим на миг, что коломыйка действительно в прошлых веках широко бытовала на всей этнической территории Украины. Но тогда возникает вопрос: почему она с течением времени почти полностью исчезла? Если бы она была связана с конкретным жанром, то это можно было бы объяснить естественным процессом его отмирания. С другой стороны, остается неопровержимым факт, что в определенной зоне Карпат коломыйка не только продолжает жить, но и приспосабливается к новым художественным потребностям народа и к новой функции. Более того, за пределами ареала распространения в тех же Карпатах коломыйка не обнаружена.
Итак, на данном этапе исследования этого вопроса не может быть другого объяснения, кроме того, которое было высказано автором ранее: коломыйки являются результатом специфического «коломыечного» музыкально-поэтического мышления народа; они бытуют там, где живетноситель этого мышления, и вместе с ним мигрируют. Колом ыйки как определенный песенный стиль не заимствуются, хотя отдельные песни-коломыйки, как и любые песни, могут исполняться где угодно. Поэтому единичные примеры коломыек, обнаруженные в фольклоре разных народов, должны рассматриваться как асси — миляты.
Под этим углом зрения мы исследовали коломыйку в фольклоре славян и соседних народов. В связи с этим было установлено следующее правило:
Анализу коломыечной формы подвергается национальный музыкальный фольклор только в том случае, если, во-первых, из 50 песен сборника минимум одна представляет собой коломыйку или если в одном из этнографических районов или в одном жанре зафиксировано не менее 10 коломыек; во-вторых, если общее количество найденных нами примеров не меньше, чем 50.