Жанровый критерий
Поэтому жанровый критерий на первом этапе исследования общности будет играть доминирующую роль. Этот критерий заменяется типологическим только в том случае, когда выявляется, что в фольклоре одного из славянских народов данный жанр не представлен ни одним из установленных типов. Типологическая классификация, которая на первом этапе исследования осуществляется в рамках одного жанра, а на втором— независимо от жанра, не позволяет детально анализировать все мелодические варианты песен, вследствие чего мы получаем более обобщенные результаты. В этом заключается одно из преимуществ м а к — роподхода к музыкальным явлениям.
Календарные обрядовые песни, приуроченные к зимним празднествам, считаются не только более архаичными, чем свадебные, но и более консервативными, не поддающимися влияниям извне. Кроме того, жанр колядок известен всем славянским народам и представлен большим количеством записей. В них отражен весь духовный мир древних славян, их воззрения на жизнь и природу, запечатлены древнейшие формы музыкально-поэтического мышления.
Поэтому неудивительно, что научному изучению колядок и связанных с ними обрядов посвящена обширная литература1. Меньше вни — мания было уделено напевам колядок и музыкальному оформлению обряда колядования. Из отечественных ученых этими вопросами занимались Ф. Колес с а в статье «Старинш мелодп украшеьких обрядо — вих шсень на Закарпати» К. Квитка в статье «Об областях распространения некоторых типов белорусских календарных и свадебных песен» и в двух работах, опубликованных после его смерти: «Об историческом значении календарных песен» и «Песни украинских зимних обрядовых празднеств». Автор настоящего очерка1 коснулся данной проблематики в статье «Фольклор и кибернетика» и в предисловии к своему сборнику закарпатских песен.