Неофициальная религия
К концу I столетия до н. э. в Римской империи стала распространяться новая неофициальная религия, связанная с культом бога солнца Митры. День зимнего солнцестояния праздновался как день рождения бога Митры и сопровождался мистериями, празднеством и всеобщим ликованием приверженцев этой секты. Как известно, на Никейском соборе было постановлено считать «день рождения солнца» днем рождения Христа. Оба римских празднества, которые вскоре распространились по северным и северо-восточным провинциям империи, проникли и на территорию, заселенную древними славянами. Наличие ряда черт общности в обрядах, тематике песен и символах римских и славянских зимних обрядовых празднеств свидетельствует об их тесной связи. Кроме того, само название «коляда» происходит от латинского «calendae» . Однако греко-персидское происхождение праздников дает основание предполагать, что древние славяне их освоили еще до того, как они попали в сферу влияния римской или византийской культур. В таком случае римско-византийские влияния сказались только на некоторых деталях этих празднеств.
С другой стороны, в славянской среде на базе древнейших пережитков весенне-новогодних празднеств и обрядов, а также различных ритуалов, связанных с почитанием бога урожая и празднованием рождения бога-солнца, могли возникнуть самобытные обряды, празднества и песни. На это указывает, во-первых, преобладание земледельческо-производственной тематики в колядках славян, во-вторых, наличие национальных и локальных различий как в тематике отдельных групп колядок, так и в их форме и структуре, в-третьих, связь колядок с другими обрядами и необрядовыми песнями.