Венгерский фольклор

Венгерский фольклорЧто касается других венгерских песен коломыечной формы, то & структурно-ритмическом отношении они ничем существенным не отличаются от известных нам славянских типов. Сказанное относится как к простым однострочным и двухчастным формам, так и к сложным трех — и четырехчастным. Поэтому найти мелодические варианты славянских коломыек в венгерском фольклоре не представляет особых трудностей. Считать эти варианты заимствованием из венгерского фольклора можно было бы только в том случае, если бы ученым удалось доказать, что карпатская коломыйка венгерского происхождения. Но пока этого никто не смог сделать, а собранный в нашем очерке материал лишает подобную попытку реальных оснований.

Заняться музыкальной ассимиляцией необходимо, в первую очередь, из принципиальных теоретических и методологических соображений. Приступая к сравнительному изучению какого-нибудь народного напева или несенного типа, мы должны в какой-то степени знать, имеем ли мы дело с произведением национального происхождения, народной или заимствованной песней. Не уяснив себе этот вопрос, ученый, затратив большое количество времени и труда, может прийти к совершенно несостоятельным выводам. Представьте себе незадачливого филолога, который пытается доказать языковую общность славян на том факте, что во всех славянских языках встречается слово «университет»… А ведь в представлении русских музыковедов еще в 20-х годах нашего века песня про татарский полон была песней татарского происхождения. Веснянку «Вийди, внйди, 1ванку» принято еще теперь считать украинской, хотя она своей структурой и ритмической формой относится к типично русским песням, ассимилированным украинцами.

Несмотря на важность проблемы, вопросам ассимиляции в музыкальной фольклористике уделяется очень мало внимания. Объясняется это тем, что ассимилированные песни — поскольку их чужеродное происхождение не вызывало сомнений — исключались из основного песенного фонда, считались просто заимствованными и игнорировались исследователями. Интерес к ним проявлялся только тогда, когда ученый, побуждаемый не всегда вполне научными соображениями, пытался доказать на материале заимствованных песен силу или слабость национальной культуры. Тогда вокруг этого вопроса разгоралась полемика.

Интересные записи
Новые статьи

Copyright © 2018. All Rights Reserved.