Венгерские варианты
В отличие от словацких и венгерских вариантов, которые представляются нам как песни ассимилированных украинцев, моравские варианты нельзя объяснить ассимиляцией лемков. Для этого предположения нет никаких исторических данных. Так называемая «валашская колонизация» восточной Моравии, то есть расселение на этой территории пастухов овечьих стад, пришедших из Восточных Карпат в XVI— XVII веках, не могло оказать никакого влияния на свадебные обрядовые песни местного населения. Более того, моравские варианты свадебной песни охватывают значительную территорию и выявляют большое разнообразие в мелодическом строении, что в свою очередь указывает на существование там живой творческой традиции. Нельзя обойти молчанием и факт наличия в восточноморавском фольклоре значительного количества свадебных песен аналогичного типа, но с иной мелодической структурой. С подобным явлением мы встречаемся только в лем — ковском фольклоре.
Исключая возможность, что песня была занесена в Моравию лем — ками-переселенцами или валахами, надо предположить автохтонность ее происхождения. Но в таком случае возникают вопросы: если данная свадебная песня моравского происхождения, то почему она бытует только в восточной части территории? Как в таком случае объяснить совпадение моравских вариантов с украинскими? Нет ли здесь каких — либо более древних связей?
Данные мелогеографии показывают, что как в моравском, так и в украинском фольклоре варианты песни распространены только на определенной территории, образуя четко ограниченные очаги, которые могли возникнуть только вследствие расселения одного народа в довольно далеком прошлом. Поскольку нет никаких исторических сведений и других доказательств о массовом переселении карпатских лемков в Моравию за последние 400—500 лет, такое переселение могло быть совершено непосредственными предками лемков, то есть —протоле м к а м и в X—XI веке или даже раньше. Протолемками и предками населения, живущего в ареале распространения моравских вариантов, были, вероятно, белохорваты — загадочное племя древних славян, упоминаемое в различных исторических документах и летописях славян, Византии, Западной Европы и народов Востока.