Магическая функция
Кроме магической функции земледельческая обрядовость со временем приобретала и утилитарную функцию. Люди хорошо знали, что от качества обработки земли и своевременного посева в значительной мере зависит и успех их тяжелого труда. Поэтому необходимо было организовать коллектив для совместной работы, чему в значительной мере способствовала и торжественность обряда. С приходом весны начинался у племен-земледельцев и Новый год1. Так было и у древних римлян до реформы календаря Юлием Цезарем в 45 году до н. э. После реформы Новый год совпал с днем 1 януариуса, когда вновь избранные консулы и проконсулы Рима приступали к выполнению своих функций на очередной год. Однако эта реформа не коснулась ни обычаев древних славян, которые и потом подчинялись народному календарю, ни обычаев восточных славян, принявших вместе с христианством и греческий календарь, в соответствии с которым начало года отмечалось 1 сентября.
Чем объясняется перенесение весенних народных новогодних празднеств на зимний период? Почему они были приурочены к христианскому празднику рождества? Ответ на эти вопросы мы не находим в каких-либо исторических памятниках, относящихся к интересующему нас периоду, потому должны прибегнуть к гипотезе, основанной на известных нам исторических фактах и фольклорном материале.
Одним из популярнейших народных празднеств древних римлян были так называемые сатурналии, посвященные богу урожая Сатурну и приуроченные ко дню окончания сбора винограда. Осенний праздник, по-видимому греческого происхождения, после реформы календаря Цезарем праздновался от 17 до 24 декабря. Сатурналии отмечались карнавалом, играми и пением; жители друг друга поздравляли с праздником и дарили свечи и глиняные куклы. В первый день сатурналий хозяева угощали своих рабов, пришедших их поздравить.