Передача информации
Поскольку выразительные средства словесного и музыкального языков служат для выражения и передачи мыслей и эмоций и тем самым отражают реальную действительность в присущей им специфической форме, постольку мышление человека, независимо от его функции, можно рассматривать как кибернетическую машину, служащую для хранения, переработки и передачи информации. В музыкальном мышлении также предполагается наличие управляющего устройства, связанного с воспроизводимой песней каналами связи, по которым передаются закодированные музыкальные сигналы — определенная информация. Содержащаяся в напеве информация, посредством которой мы можем познать закономерности национального народного музыкального мышления, рассматривается как музыкальный язык, то есть семиотическая система, располагающая своей — системой музыкальных знаков. Поскольку «систему знаков любого языка» можно рассматривать «как разновидность кибернетической машины, перерабатывающей один вид лингвистической информации в другой»1, мы должны предполагать, что между музыкальным мышлением и мышлением коммуникативным существует обратная связь.
Исходя из этих теоретических положений, мы в напеве песенного куплета усматриваем отражение квинтэссенции поэтического текста, то есть основной идеи содержания, первичного замысла, существовав-: шего сначала в потенции как мысль, выражаемая словесными категориями, — с одной стороны, и воплощение первоначальной функции зву-| ковой системы, служащей для передачи определенной информации,—I с другой. Следовательно, мы рассматриваем вокальный период как! некоторое предложение в грамматике, посредством которого передается j суть замысла или основная идея содержания.