Живительная среда
Следовательно, в Венгрии не существовала та живительная среда, в которой коломыечное мышление могло бы свободно развиваться. Вот почему Барток, отличный знаток венгерского фольклора, прекрасно чувствующий и закарпатский стиль украинских песен, интуитивно ощущал, что венгерские песни куруцов и «вербункош» имеюж глубинные связи с украинскими песнями-коломыйками Закарпатья, но научно аргументировать это он не мог. Его гипотеза была в то время единственновозможной. Но для появления качественно нового стиля венгерских коломыечных песен нужна была именно живительная среда, новое — и достаточно многочисленное переселение в глубь Венгрии украинских крестьян из горных районов Карпат. Таким толчком к переселению послужило крестьянское революционное движение в конце XVII века, так называемые куруцкие войны, и восстание Ференца Ракоци в начале XVIII века.
Когда в 1703 году молодой Ракоци поднял восстание против Габсбургов, под его знамена встали тысячи закарпатских крестьян-бедня — ков, которые надеялись добиться с оружием в руках улучшения своего социального положения. Сам Ракоци пользовался симпатиями закарпатских украинцев, так как его вотчиной было Закарпатье, а в Мука — чевском замке, которым владела его мать, княжна Елена Зрини, провел он свое детство. Народное предание гласит, что Ракоци разговаривал с крестьянами на их родном украинском языке. На протяжении пятилетней войны Мукачевский замок был стратегическим центром. Сюда стекались украинские повстанцы, здесь формировались новые отряды для военных действий.
После подавления восстания и бегства Ракоци в Польшу многие — закарпатские крестьяне, боясь репрессий у себя на родине, предпочли остаться в Венгрии, где их никто не знал, и вместе с собратьями по оружию — венгерскими крестьянами — расселились среди мирных жителей Именно они, эти закарпатские куруцы и участники неудавшегося восстания Ракоци, принесли в Венгрию свои песни-коломыйки, которые со временем ассимилировались и вошли в национальную сокровищницу венгерской народной музыкальной культуры.