Народное мышление
В своей вторичной форме они продолжают веками жить в народе в большом количестве вариантов, но сохраняют свою первооснову, выработанную коллективным народным мышлением. И хотя территориальные варианты песни могут в значительной мере отличаться друг от друга, как это будет показано в аналитической части настоящей работы, мы в состоянии установить их архетип. Выше было сказано, что в репертуаре народного певца преобладают бытующие в народе традиционные песни. Из этого, однако, не следует, что певец не исполняет ‘и популярные авторские песни, разного рода модные песенки и песни, заимствованные из фольклора соседних народов. В его репертуаре — равным образом как и в песенном богатстве народа и в публикуемых сборниках — содержатся произведения различного происхождения, научной и художественной ценности. При тщательном сравнительном анализе мы в состоянии отделить подлинно народное от псевдонародного или ассимилированного.
Особенно важную роль в консервации напевов играет функциональность фольклора вообще, и в частности — связь песен с обрядом, коллективное пение и глубокая привязанность крестьян старшего поколения к традициям, которые Б. Барток удачно назвал «неписанными законами села».;
Народная песня как явление социальное, сложившееся в юпреде — ленных исторических условиях, всегда выполняла в жизни народа определенную функцию. Можно с уверенностью сказать, что в народе не существовали песни без связи с его конкретными духовными запросами или практическими потребностями народа, то есть не было песни, которая исполнялась бы когда угодно и при любых обстоятельствах как некое концертное произведение и по желанию третьего лица.