Мелодические обороты

Мелодические оборотыВ начале этого раздела было высказано сомнение по поводу того, что напев украинской баллады о гибели милого на войне был непосредственно займет вован из приведенной под № 178 моравской песни, несмотря. на очевидную близость обоих вариантов. Более того, при общности структуры, формы лада и ритма налицо и полное тождество некоторых мелодических оборотов и целых фраз.

Однако при более тщательном сравнительном анализе можно обнаружить ряд существенных, хотя и на первый взгляд незаметных различий в концепции мелодического развития. В моравском варианте четко и последовательно осуществляется принцип совершенной транспозиции фраз и мотивов на терцию вверх, чего нет ни в одном украинском варианте баллады. Напротив, украинские варианты, сохраняя в целом аналогичную концепцию развития мелодической формы, отмечены при этом творческой свободой и изобретательностью.

Параллельно с развитием структур шла и эволюция мелодической формы. Это был единый процесс, вызванный творческой фантазией народа и обусловленный местными закономерностями музыкального мышления. Он мог произойти только в тех районах, где были необходимые предпосылки, вытекающие из традиций местного фольклора. Так, при повторении первого стиха возникала потребность в развитии мелодии; сперва это была совершенная транспозиция на терцию или квинту вверх, потом — несовершенная, из которой наконец образовался новый тематический материал, начинающийся с интервала терции или квинты. Такое развитие мелодического мышления формировало архитектонику напева и обусловливало его репризное завершение. Эту высокоразвитую завершенную форму имеют украинские варианты баллады «В зелешм гаечку», некоторые моравские, словацкие и украинские лирические песни.

Интересные записи
Новые статьи

Copyright © 2018. All Rights Reserved.