Музыкальное мышление
Во-вторых, мы исходим из высказанной выше аксиомы, что не существовал у всех народов единый музыкотворческий процесс, который характеризовался бы переходом от простых явлений к более сложным. Напротив, музыкальное мышление приобретало разные формы в зависимости от функции песен или жанра в целом. Явления, которые в одном жанре можно считать поздними, и тем самым более сложными, в другом-—наоборот, простыми и архаичными, в третьем — эги явления вовсе отсутствуют. Вот почему далекое прошлое музыки можно увидеть только сквозь призму отличий существующих песенных жанров.
В-третьих, архаичными можно всегда считать музыкальные элементы несомненно биологического происхождения, которые были всегда свойственны человеку, например интонации боли, испуга, экстатической возбужденности, выкрика, зова, плача, радости и т. д.
Чтобы определить, как происходил переход от звукового языка к музыкальному мышлению, необходимо выявить те движущие силы, которые способствовали возникновению музыки.
Археологические памятники представляют нам изделия, изготовленные человеком на разных этапах его умственного развития. Следуя за изменениями их формы и способа изготовления, мы составляем определенное представление и о духовной культуре производителей. Мы знаем, что способ производства материальных ценностей обусловливает духовную культуру, поэтому и производство идей и представлений, как указывал Маркс, непосредственно связано с материальной деятельностью человека.